Наши книги — Ваш успех!
(499) 709-70-78, (499) 709-70-57


 Главная  > Родителям

Как давать детям карманные деньги

Карманные деньги – частый и довольно спорный вопрос, которым рано или поздно задаются все родители. С какого возраста давать деньги? И сколько? Как это делать правильно? Научит ли это ребенка рациональности или, напротив, расточительству? Издательство «ВИТА-ПРЕСС» постаралось разобраться в теме с точки зрения финансовой грамотности и собрало самые актуальные мнения.

Хорошее поведение – это не способ заработать

Для начала следует понять, что карманные деньги – это регулярная сумма, которая выдается ребенку на его личные расходы. Это не деньги на проезд в общественном транспорте или на еду в школьной столовой – они даются отдельно. Кроме того, деньги на личные расходы ребенка – это не инструмент манипуляции: неправильно поощрять или наказывать с помощью денег на личные расходы ребенка.
Московский центр профориентации обращает внимание на то, что если в семье принято ежемесячно или еженедельно выдавать ребенку какую-то сумму на личные расходы, то плохое поведение или плохая оценка в школе не должны лишать его права на эти деньги. Поощрять же деньгами не следует: очень скоро ребенок не захочет бесплатно учить историю, убираться или делать что-либо еще.
Помните, что если вы начнете давать деньги за хорошее поведение и соответственно лишать денег за плохое, то ребенок может начать обманывать или скрывать от вас что-то ради получения этих денег.
Автор, блогер и мама троих детей Ксения Букша пишет, что внешняя мотивация в качестве денег вытесняет нормальные семейные отношения, в которых посуду моет тот, кто хочет помочь, или тот, чья это обязанность.
Однако не следует пренебрегать возможностью показать ребенку, как зарабатывать: все, что касается труда ребенка для внешнего мира, должно поощряться. Допустим, вам нужно помочь с уборкой квартиры, которую вы сдаете. Безусловно, ребенок не должен убираться там бесплатно, поэтому это может стать отличным способом познакомить ребенка с оплачиваемым трудом. Или же ваш ребенок редактирует или переводит статью для вас: оплатите его труд.

Чем раньше – тем лучше

По мнению начальника управления стратегических коммуникаций Банка Хоум Кредит Ирэн Шкаровской, начинать давать деньги лучше с раннего детства. Даже совсем маленького ребёнка можно научить откладывать деньги на игрушку, о которой он мечтает. При этом следует объяснить маленькому ребёнку, что выданные средства — его собственные: он может сразу же потратить их или положить в копилку.
Доктор клинической психологии Элизабет Килби тоже советует родителям начать выдавать деньги как можно раньше – с момента, когда ребенок научится хорошо считать. Свое мнение она подкрепляет исследованием Money Advice Service о том, что финансовые привычки формируются до семилетнего возраста. Тем не менее, психолог призывает понимать, что дошкольник – это не миниатюрная версия взрослого человека. Ему следует рассказывать о деньгах в соответствии с его возрастом.
Психолог и специалист по детскому воспитанию Юлия Гусева предлагает организовать для дошкольника четырех-пяти лет копилку: туда он может складывать мелочь и тем самым копить на желаемую вещь. Психолог советует не забывать о том, что, во-первых, дошкольник пока не может самостоятельно потратить деньги, во-вторых, ему сложно оценить стоимость и временные затраты на ее накопление, поэтому родители должны помочь в этом ребенку.
Есть и другие мнения о возрасте. Например, доктор психологических наук и отец шестерых детей Джастин Колсон ,убежден что карманные деньги следует давать с того момента, когда ребенок о них попросит сам. Такая просьба будет означать готовность и желание ребенка самостоятельно обращаться с деньгами. Нужное количество денег следует обязательно обсудить с ребенком, и надо быть готовым к тому, что с возрастом сумма будет увеличиваться. Кстати, Колсон, как и другие психологи, считает, что не стоит выдавать или не выдавать деньги в зависимости от поведения ребенка.

Спорные вопросы: количество денег

Вопрос о количестве достаточно спорный, но он не должен замалчиваться и на него каждая семья должна отвечать самостоятельно – в зависимости от материальных возможностей и потребностей. Шкваровская считает, что ученикам младшей школы лучше выдавать небольшие суммы — по 100–200 рублей в неделю. Старшим соответственно можно давать больше.
Роман Потемкин, основатель и директор UPUP — Деньги детям, предлагает давать 100—300 рублей в неделю детям от шести до восьми лет.
Британский банк Halifax советует родителям выдавать детям от 8 до 15 лет в среднем около £6.35. Это 497 рублей по нынешнему курсу. Безусловно, сумма меняется в зависимости от возраста и потребностей.
В Германии существуют рекомендации по выдаче карманных денег. В пересчете на рубли детям четырех-пяти лет достаточно примерно 35 рублей в неделю, десятилетним полагается около 1000 рублей, а восемнадцатилетним — около 5000 рублей в неделю. Действительно, в подростковом возрасте бюджет определенно увеличится. В него будут входить прогулки с друзьями, билеты в кино и на концерты, кафе, подарки и траты на интересы.
Психологи и специалисты по профориентации сходятся во мнении, что лучше начать давать карманные деньги небольшими суммами раз в неделю. Так ребенку будет легче привыкнуть к тому, что теперь ему нужно распоряжаться деньгами, учиться распределять их — тратить или откладывать. Далее соответственно можно начать давать большую сумму, но раз в две недели и только после этого перейти на одну выдачу в месяц. Это достаточно индивидуальный подход: здесь все зависит от уровня финансовой грамотности ребенка и ваших возможностей.
Один из самых простых способов узнать, сколько давать денег, – посоветоваться с родителями одноклассников или друзей вашего ребенка и, соответственно возможностям, давать примерную сумму. Самое главное для вас — придерживаться общей логики выдачи карманных денег: это может быть не очень большая сумма, потому что при желании купить что-то дорогое ребенок должен научиться копить.

Ожидания родителей и ошибки детей: формируем основы финансовой грамотности

Детские психологи из Сиднея, США советуют родителям позволить детям совершать ошибки, касающиеся трат или накоплений. Дети часто копируют отношение родителей к деньгам, поэтому вы можете стать для них хорошим примером рациональности и аккуратности. Научите детей вести бюджет – записывать доходы и расходы — это будет их первым шагом на пути к финансовой грамотности.
Небольшое европейское исследование показывает, что дети, которым давали деньги для личного пользования, в будущем с большей основательностью подходят к сбережениям. На 10% больше детей, получавших карманные деньги, чем неполучавших, в будущем откладывали деньги на сберегательный счет. Психолог Юлия Гусева также говорит о том, что не нужно делать замечания ребенку в случае, если он тратит деньги не так, как вы считаете нужным. Зато будьте всегда готовы помочь ему советом. Помните, что вашему ребенку нужен собственный опыт ведения бюджета: например, потратив все деньги в день их выдачи, он поймет, что уже ничего не сможет купить в другие дни и продумает более рациональную стратегию траты денег.
Психолог Килби обращает внимание на то, как нужно говорить «нет» детям и при этом преподавать урок финансовой грамотности. Идеальной может стать фраза: «Мы решили не тратить на это деньги». Она должна сопровождаться рациональным объяснением решения и предложением ребенку самому накопить нужную сумму, откладывая из карманных денег. Килби тоже напоминает о недопустимости критики в адрес ребенка по поводу его трат: поверьте, дети могут самостоятельно учиться на своих ошибках.
Не лгите детям о деньгах. Килби приводит в качестве примера исследования, которые говорят о том, что как минимум треть родителей не сообщают детям правду о деньгах. Впоследствии это сформирует у ребенка мнение, что ложь – это хороший способ решить финансовые проблемы. Для формирования правильного отношения к деньгам дети должны представлять себе сложность их заработка, поэтому не бойтесь честно говорить об этом.
Не лишайте ребенка понимания того, как работает накопление: сначала деньги копятся, затем тратятся, потом приходит наслаждение от покупки и гордость за нее, позже – ощущение потери и стимул копить заново. Это очень важные формирующие этапы для ребенка, которые он должен пройти самостоятельно.
Обратите внимание: чтобы финансовая грамотность не сделала ребенка жадным, можно научить его помогать другим. Вместе с ним перечисляйте даже небольшие суммы благотворительным фондам и хосписам или приносите корм в приют для животных. Объясните, что покормить бездомное животное или забрать его домой и сводить к ветеринару – это тоже денежные траты, которые отчисляются из собственного бюджета.
Главное, помните, что никакое правило не может быть универсальным для каждой семьи, поэтому соотносите свои предпочтения, опыт и возможности с советами психологов и специалистов по финансовой грамотности. Однако не следует передавать свои плохие привычки детям: вы можете совершенствовать ваш уровень финансовой грамотности вместе.

Новости


27.08.18
27 августа в главном корпусе РУДН прошел VII Форум педагогов «Надежный учитель—надежная школа—надежный вуз» совместно с Единой независимой ассоциацией педагогов города Москвы, московским центром развития кадрового потенциала образования и Московским центром качества образования. В программе форума было 76 мероприятий для учителей: круглые столы, методологические семинары, мастер-классы по актуальным вопросам преподавания всех школьных дисциплин, организации внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Подробнее...

22.08.18

22 августа издательство «ВИТА-ПРЕСС» приняло участие в Августовском Форуме педагогической общественности Одинцовского муниципальноо района. В мерприятии также принимали участие Министерство образования Московской области, Администрация Одинцовского муниципального района, администрации образовательных учреждений, учителя, обучающиеся и родители.

17.08.18
Вологда
Образовательный салон
Подробнее...

31.07.18

НОВИНКИ ИЮЛЯ
Подробнее...

25.07.18
г. Москва
Приглашаем на VII Форум педагогов г. Москвы!
Подробнее...

17.07.18

Вебинары издательства на 2018-19 учебный год
Подробнее...

22.06.18
г. Смоленск
Юбилейная научно-практическая конференция
Подробнее...

17.05.18

Вебинар издательства на тему:«Практический вебинар по работе над "Сказом про то, как Иван царство спас"»
Подробнее...

17.05.18
г. Сочи
«Дополнительное образование детей - 2018»
Подробнее...

16.05.18

Вебинар издательства на тему: «Элективный курс по экономике»
Подробнее...

26.04.18

Вебинар издательства на тему:«Обучение младших школьников основам финансовой грамотности на примере комплекта «Сказ про то, как Иван царство спас»»
Подробнее...



 

 Главная страница Контакты 


Политика конфиденциальности

© 2003-2018 ВИТА-ПРЕСС


Все материалы сайта предназначены для некоммерческого использования.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Издательства
«ВИТА – ПРЕСС» (www.vita-press.ru) обязательна.


Наш адрес: 121087, г. Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 5, этаж 3, офис 323.
Телефоны: (499) 709-70-78, (499) 709-70-57
Адрес в интернете: www.vita-press.ru
E-Mail: info@vita-press.ru