Наши книги — Ваш успех!
(499) 709-70-78, (499) 709-70-57



Как давать детям карманные деньги

Карманные деньги – частый и довольно спорный вопрос, которым рано или поздно задаются все родители. С какого возраста давать деньги? А сколько? Как это делать правильно? Научит ли это ребенка рациональности или, напротив, расточительству? Издательство «ВИТА-ПРЕСС» постаралось разобраться в теме с точки зрения финансовой грамотности и собрало самые актуальные мнения.

Хорошее поведение – это не способ заработать

Для начала следует понять, что карманные деньги – это регулярная сумма, которая выдается ребенку на его личные расходы. Это не деньги на проезд в общественном транспорте или на еду в школьной столовой – они даются отдельно. Кроме того, деньги на личные расходы ребенка – это не инструмент манипуляции: неправильно поощрять или наказывать с помощью денег на личные расходы ребенка.
Московский центр профориентации обращает внимание на то, что если в семье принято ежемесячно или еженедельно выдавать ребенку какую-то сумму на личные расходы, то плохое поведение или плохая оценка в школе не должны лишать его права на эти деньги. Поощрять же деньгами не следует: очень скоро ребенок не захочет бесплатно учить историю, убираться или делать что-либо еще.
Более того, если вы начнете давать деньги за хорошее поведение и, соответственно, лишать денег за плохое, ребенок может начать обманывать или скрывать от вас что-то ради получения этих денег. Автор, блогер и мама троих детей Ксения Букша пишет, что внешняя мотивация в качестве денег вытесняет нормальные семейные отношения, в которых посуду моет тот, кто хочет помочь, или тот, чья это обязанность.
Однако не следует пренебрегать возможностью показать ребенку, как зарабатывать: все, что касается труда ребенка для внешнего мира, должно поощряться. Допустим, вам нужно помочь с уборкой квартиры, которую вы сдаете. Безусловно, ребенок не должен убираться там бесплатно, поэтому это может стать отличным способом познакомить ребенка с оплачиваемым трудом. Или же ваш ребенок редактирует или переводит статью для вас: оплатите его труд.

Чем раньше – тем лучше

По мнению начальника управления стратегических коммуникаций Банка Хоум Кредит Ирэн Шкаровской, начинать давать деньги лучше с раннего детства. Даже совсем маленького ребёнка можно научить откладывать деньги на игрушку, о которой он мечтает. При этом следует объяснить маленькому ребёнку, что выданные средства — его собственные: он может сразу же потратить их или положить в копилку.
Доктор клинической психологии Элизабет Килби тоже советует родителям начать выдавать деньги как можно раньше – с момента, когда ребенок научится хорошо считать. Свое мнение она подкрепляет исследованием Money Advice Service о том, что финансовые привычки формируются до семилетнего возраста. Тем не менее, психолог призывает понимать, что дошкольник – это не миниатюрная версия взрослого человека. Ему следует рассказывать о деньгах в соответствие с его возрастом.
Психолог и специалист по детскому воспитанию Юлия Гусева предлагает организовать для дошкольника четырех-пяти лет копилку: туда он может складывать мелочь и тем самым копить на желаемую вещь. Психолог советует не забывать о том, что, во-первых, дошкольник пока не может самостоятельно потратить деньги, во-вторых, ему сложно оценить стоимость и временные затраты на ее накопление, поэтому родители должны помочь в этом ребенку.
Есть и другие мнения о возрасте. Например, доктор психологических наук и отец шестерых детей Джастин Колсон убежден, что карманные деньги следует давать с того момента, когда ребенок о них попросит сам. Такая просьба будет означать готовность и желание ребенка самостоятельно обращаться с деньгами. Нужное количество денег следует обязательно обсудить с ребенком, и надо быть готовым к тому, что с возрастом сумма будет увеличиваться. Кстати, Колсон, как и другие психологи, считает, что не стоит выдавать или не выдавать деньги в зависимости от поведения ребенка.

Стыдные вопросы: количество денег

Вопрос о количестве достаточно спорный, но он не должен замалчиваться и на него каждая семья должна отвечать самостоятельно – в зависимости от материальных возможностей и потребностей. Шкваровская считает, что ученикам младшей школы лучше выдавать небольшие суммы — по 100–200 рублей в неделю. Старшим, соответственно, можно давать больше.
Роман Потемкин, основатель и директор UPUP — Деньги детям, предлагает давать 100-300 рублей в неделю детям от шести до восьми лет.
Британский банк Halifax советует родителям выдавать детям от восьми до 15 лет в среднем около £6.35. Это 497 рублей по нынешнему курсу. Безусловно, сумма меняется в зависимости от возраста и потребностей.
В Германии существуют рекомендации по выдаче карманных денег. В пересчете на рубли, детям четырех-пяти лет достаточно примерно 35 рублей в неделю, 10-летним полагается около 1000 рублей, а 18-летним — около 5000 рублей в неделю.
Действительно, в подростковом возрасте бюджет определенно увеличится. В него будут входить прогулки с друзьями, билеты в кино и на концерты, кафе, подарки и траты на интересы.
Психологи и специалисты по профориентации сходятся во мнении, что лучше начать давать карманные деньги небольшими суммами раз в неделю. Так ребенку будет легче привыкнуть к тому, что теперь ему нужно распоряжаться деньгами, учиться распределять их - тратить или откладывать. Далее, соответственно, можно начать давать большую сумму, но раз в две недели, и только после этого перейти на одну выдачу в месяц. Это достаточно индивидуальный подход: здесь все зависит от уровня финансовой грамотности ребенка и ваших возможностей.
Один из самых простых способов узнать, сколько давать денег, – посоветоваться с родителями одноклассников или друзей вашего ребенка и, соответственно возможностям, давать примерную сумму. Самое главное для вас - придерживаться общей логики выдачи карманных денег: это может быть не очень большая сумма, потому что при желании купить что-то дорогое ребенок должен научиться копить.

Ожидания родителей и ошибки детей: формируем основы финансовой грамотности

Детские психологи из Сиднея советуют родителям позволить детям совершать ошибки, касающиеся трат или накоплений. Дети часто копируют отношение родителей к деньгам, поэтому вы можете стать для них хорошим примером рациональности и аккуратности. Научите детей вести бюджет – записывать доходы и расходы - это будет их первым шагом на пути к финансовой грамотности.
Небольшое европейское исследование показывает, что дети, которым давали деньги для личного пользования, в будущем с большей основательностью подходят к сбережениям. На 10% больше детей, получавших карманные деньги, чем не получавших, в будущем откладывали деньги на сберегательный счет.
Психолог Юлия Гусева также говорит о том, что не нужно делать замечания ребенку в случае, если он тратит деньги не так, как вы считаете нужным. Зато будьте всегда готовы помочь ему советом. Помните, что вашему ребенку нужен собственный опыт ведения бюджета: например, потратив все деньги в день их выдачи, он поймет, что уже ничего не сможет купить в другие дни и продумает более рациональную стратегию траты денег.
Психолог Килби обращает внимание на то, как нужно говорить «нет» детям и при этом преподавать урок финансовой грамотности. Идеальной может стать фраза: «Мы решили не тратить на это деньги». Она должна сопровождаться рациональным объяснением решения и предложением ребенку самому накопить нужную сумму, откладывая с карманных денег. Килби тоже напоминает о недопустимости критики ребенка по поводу его трат: поверьте, дети могут самостоятельно учиться на своих ошибках.
Не врите детям о деньгах. Килби приводит в пример исследования, которые говорят о том, что как минимум треть родителей не сообщают детям правду о деньгах. В последствие это сформирует у ребенка мнение, что ложь – это хороший способ решить финансовые проблемы. Для формирования правильного отношения к деньгам дети должны представлять себе сложность их заработка, поэтому не бойтесь честно говорить об этом.
Не лишайте ребенка понимания того, как работает накопление: сначала деньги копятся, затем тратятся, потом приходит наслаждение от покупки и гордость за нее, позже – ощущение потери и стимул копить заново. Это очень важные формирующие этапы для ребенка, которые он должен пройти самостоятельно.
Обратите внимание: чтобы финансовая грамотность не сделала ребёнка жадным, можно научить его помогать другим. Вместе с ним перечисляйте даже небольшие суммы благотворительным фондам и хосписам или приносите корм в приют для животных. Объясните, что покормить бездомное животное или забрать его домой и сводить к ветеринару – это тоже денежные траты, которые отчисляются из собственного бюджета.
Главное, помните, что никакое правило не может быть универсальным для каждой семьи, поэтому соотносите свои предпочтения, опыт и возможности с советами психологов и специалистов по финансовой грамотности. Однако не следует передавать свои плохие привычки детям: вы можете совершенствовать ваш уровень финансовой грамотности вместе.

Новости
06.09.17
г. Москва
Выставка литературы издательства ВИТА-ПРЕСС в АПК и ППРО
Подробнее...

28.08.17

НОВИНКИ СЕНТЯБРЯ
Подробнее...

24.08.17
г. Москва
VI Форум педагогов г. Москвы «Надежной школе – надежного учителя»
Подробнее...

09.08.17

НОВИНКИ АВГУСТА
Подробнее...

17.07.17

Ждем Ваших предложений по вебинарам!
Подробнее...

27.06.17

НОВИНКИ ИЮНЯ
Подробнее...

08.06.17
г. Москва
Главный книжный фестиваль Красная площадь
Подробнее...

07.06.17
г. Москва
Пресс-конференция по вопросам реализации национальной программы повышения финансовой грамотности населения
Подробнее...

06.06.17

Вебинар издательства на тему:«Работа над функциональными стилями речи в начальной школе»
Подробнее...



 

 Главная страница Контакты 


Политика конфиденциальности

© 2003-2017 ВИТА-ПРЕСС


Все материалы сайта предназначены для некоммерческого использования.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Издательства
«ВИТА – ПРЕСС» (www.vita-press.ru) обязательна.


Наш адрес: 121087, г. Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 5, этаж 3, офис 323.
Телефоны: (499) 709-70-78, (499) 709-70-57
Адрес в интернете: www.vita-press.ru
E-Mail: info@vita-press.ru